Официальный сайт муниципального образования Юхновский район Калужской бласти - Информация о районе
 
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального образования
Юхновский район

 

Администрация МО МР «Юхновский район»
В центре внимания
18, 2017
Судьба летчика штурмовика Ил-2
Главная / Информация о районе
Информация о районе

Судьба летчика штурмовика Ил-2


По найденным останкам самолета удалось восстановить события 76-летней давности
Третьего августа разведывательной экспедицией поискового объединения «Рубеж» в километре от бывшего военного аэродрома у деревни Кувшиново (5 км на северо-восток от Юхнова) найдены остатки самолета с бортовым номером 3625. По возвращении были начаты работы по поиску информации. Удалось установить имя пилота, тип самолета, детали боя.
Имя летчика – Лахурин Михаил Сафронович. Он уроженец Смоленской области. Воевал на штурмовике ИЛ-2 с первых дней войны в составе 243-го ШАП (штурмовой авиационный полк). На момент последнего боя ему было 23 года. В армии с 16 апреля 1940 года, младший лейтенант.
В боях под Москвой был сбит дважды. Первый раз смог дотянуть до аэродрома и посадить самолет. А второй раз не удалось. Это случилось 14 октября 1941 года, в день рождения Михаила. Долгое время летчик числился погибшим, а на самом деле попал в плен. Прошел через три немецких концлагеря. Затем побег. Американская зона оккупации. Интернирование на Родину, где сполна хватил за пребывание в плену. Но в 1985 году справедливость восторжествовала. Был награжден орденом Отечественной войны. Умер 28 февраля 2007 г. Похоронен в Смоленске.
Из воспоминаний М.С. Лахурина:
«В тот коварный для меня день был последний вылет на такой сильной, защищенной машине. На Ил-2 я был на Ленинградском направлении, где в один из вылетов нашу двойку атаковали «Мессеры-110», но и не могли уничтожить – такой броней была защищена кабина пилота и мотор.
А 14 октября 1941 года был сильный снегопад и низкая облачность. Я летел на чужой машине, мою сильно повредило зенитным снарядом, ее поставили на ремонт. Погода была нелетная, но война есть война, и нас, еще имеющих мало опыта, посылали на такие ответственные задания. При плохой видимости мы держались, как говорят, «крыло в крыло». Приблизились к объекту – аэродрому в районе Юхнова. Когда стали заходить на цель, которой не было видно, командир дал правый разворот. И я оказался в опасной зоне, потому что высота была 25-50 метров над лесом. Резко взял ручку на себя. Потерял скорость и стал мишенью для обстрела. Я видел, как снаряды летели в мотор, он загорелся, но сменить положение в воздухе не мог, огонь стал поступать в кабину. Цель была под нами, я успел сбросить бомбы и сделал очередь из пулеметов. Самолет стал гореть, скорость совсем упала, Ил-2 рухнул в лес.
Что было дальше, не помню. Пришел в себя и услышал голоса людей (обрадовался, что дотянул до своих). Но оказалось, что это немцы.
И пошло-поехало: лагеря, пытки, унижения, голод, холод (всю зиму были под открытым небом). Проболел тифом, дизентерией и напоследок туберкулезом. Находился в лагере, где комплектовали для отправки в крематорий, но судьба мне помогла. Бежал из Бохольта в Эссен и попал в американскую зону. В плену было мучительно, надо мной издевались, пытали, но Родину не продал».
Обстановка на фронте в день падения самолета 14 сентября 1941 года. Немецкие танковые и механизированные соединения рвались к Москве. Полным ходом шла операция «Тайфун». Бои в воздухе отличались исключительным упорством. Особенно активно действовали немецкая истребительная авиация и зенитная артиллерия. Прикрытие армейских группировок и мотомехколонн вермахта малокалиберной зенитной артиллерией, обеспечивавшей поражаемость низколетящих самолетов, значительно усилилось.
Согласно трофейным документам «стандартное» зенитное прикрытие немецкой мотомехдивизии включало дивизион зенитных автоматов и штатную батарею. В голове и  хвосте колонны было до 60-70 ручных пулеметов для стрельбы по низколетящим советским штурмовикам.
Из-за отсутствия опыта действий по целям, сильно прикрытым зенитными средствами, бронированные штурмовики Ил-2 практически в каждом боевом вылете несли потери и получали многочисленные повреждения.
Но и в этих сложнейших условиях летчикам-штурмовикам Красной Армии удавалось наносить противнику вполне ощутимый урон. Ценой огромных усилий, не щадя жизни, они приближали победу.
Новости

18, 2017
Судьба летчика штурмовика Ил-2
7, 2017
Созидает и сражается только Память
23, 2017
День физкультурника
29, 2017
Это был просто незабываемый вечер
23, 2017
Состоялось торжество, посвященное Дню медицинского работника.
9, 2017

 

День России – это праздник каждого из нас
7, 2017
События недели
11, 2017
День Победы!
5, 2017

С Днём Великой Победы!

4, 2017
Вечный огонь - свет Великой Победы
4, 2017
Весной 2005 года на улицах российских городов появилась «Георгиевская ленточка»
25, 2017
Нам доверена память...
24, 2017
В нашем районе открылась уникальная кроликоферма
6, 2017
5 марта юхновчане торжественно отмечали 75-летие со дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
27, 2017
18 февраля в г. Юхнов прошла "Юхновская лыжня".
21, 2017

Как при покупке электронного полиса ОСАГО не стать жертвой мошенников?

15, 2017

На сайте Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Калужской области запущен личный кабинет для собственников

30, 2017
До дня освобождения Юхнова осталось 34 дня, до дня города, на котором будем отмечать его 240-летие, – полгода.
25, 2017
Коммунальные отходы теперь вывозятся на свалку в Воротынск
16, 2017
19 января – Крещение Господне
Администрация МО МР "Юхновский район"
249910, Калужская область, г. Юхнов, ул. К. Маркса, 6
Тел.: (48-436) 2-18-00, факс: 2-51-31, 2-12-36, 2-18-60
e-mail: ayhn@adm.kaluga.ru